В сентябре 1941 г. вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось.
После безрезультатного штурма фашистами наших укрепленных позиций на ближних подступах к городу борьба приняла позиционный характер.
Гитлеровские войска усилили воздушные бомбардировки. Перед нашими войсками ПВО встала главная задача — повысить эффективность огня зенитной артиллерии. К решению этой задачи были привлечены военные топографы и геодезисты.
Ленинградская геодезическая вычислительная часть срочно перевычислила координаты пунктов густой и точной городской полигонометрии и опорных пунктов геодезической сети на весь район ПВО в единую систему координат, согласованную с системой координат топографических карт и принятую в артиллерии.
Геодезисты отряда подполковника М.И.Лопатина произвели привязку огневых позиций 2-го зенитного корпуса, осуществлявшего противовоздушную оборону Ленинграда.
В результате этого все батареи зенитной артиллерии получили карточки с геодезическими данными, а командиры девизионов, полков и штаб ПВО — точные и подробные данные на карте масштаба 1:25 000 о батареях.
Используя эти данные, зенитная артиллерия стала отражать налеты авиации противника с большим эффектом.
Одновременно с массированными воздушными налетами гитлеровцы предприняли интенсивный артиллерийский обстрел Ленинграда.
Вокруг Ленинграда располагались сотни вражеских батарей, в том числе и дальнобойных. Обезвреживание действий вражеской артиллерии могло быть достигнуто только точным ответным огнем, за счет наличия координат целей.
Топографы отряда подполковника Ф.К.Назарова для определения координат применили фототеодолит, фотографируя им в ночное время вспышки выстрелов орудий.
Этот способ имел недостаток: он требовал много времени на обработку фототеодолитных снимков и вычисление координат, в течение которого орудия могли изменить свое местоположение.
Геодезисты отряда подполковника М.И.Лопатина и начальник топографического отделения штаба 55-й армии майор В.А.Словцов предложили и осуществили лучший способ оптической разведки.
Сущность его заключалась в следующем: на трех геодезических знаках или наблюдательных пунктах, координаты которых были известны, устанавливались теодолиты, с помощью которых производились засечки орудий (днем — по дымкам, а ночью — по вспышкам выстрелов). Решением этих засечек получали координаты орудий. В дальнейшем этот способ был усовершенствован и стал применяться с большим успехом.
На нескольких наблюдательных пунктах (два из них в торговом порту и один в районе Выборгского моста) круглые сутки находились военные топографы с установленными на них и заранее ориентированными теодолитами и при обстреле производили засечки батарей.
Для отсчета углов на вспышки было принято начальное направление на шпиль Петропавловского собора. Полученные отсчеты поступали на пункт обработки, на котором графически и аналитически определялись координаты вражеских батарей, немедленно передаваемые артиллеристам. Такой способ дал положительный результат, и многие батареи противника были подавлены огнем нашей артиллерии.
Однако более эффективной контрбатарейная борьба стала при использовании для определения координат целей аэрофотоснимков.
По аэрофотоснимкам районов расположения вражеских батарей изготавливались точные фотопланы в масштабе 1:10 000, на которых дешифрировались объекты противника, и от нанесенной на фотоплан координатной сетки отсчитывались их координаты.
Зимой 1941 — 1942 гг., когда морозы сковали Неву и Финский залив, возросла опасность прорыва немцев в город по льду залива. Для обеспечения надежной системы огня на этом направлении военные топографы установили на льду реперы и определили их координаты, а также координаты всех полузатонувших в заливе кораблей и барж, на которых находились посты боевого охранения.