Самарской Думой внесен законопроект о предоставлении права должностным лицам органов местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях нарушения земельного законодательства. | Национальное объединение СРО кадастровых инженеров

Самарской Думой внесен законопроект о предоставлении права должностным лицам органов местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях нарушения земельного законодательства.

Самарской Губернской Думой внесен в Государственную Думу законопроект, которым предлагается предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях нарушения земельного законодательства, должностным лицам органов местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль. В соответствии с положениями земельного законодательства органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно нормам статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль. Вместе с тем полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях нарушения земельного законодательства (в особенности это касается случаев, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, не наделены. Данные полномочия осуществляются только должностными лицами органов государственного земельного надзора. В связи с этим законодательство предусматривает порядок взаимодействия указанных органов между собой, в результате которого необходимая информация о фактах нарушения земельного законодательства передается должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль, должностным лицам органов государственного земельного надзора, которые в свою очередь принимают решение о возможности возбуждения дела об административном правонарушении. Как показал анализ соответствующей правоприменительной практики, указанный порядок не позволяет оперативно реагировать на нарушения земельного законодательства и эффективно осуществлять полномочия по управлению земельными ресурсами на территории муниципальных образований. С учетом данного обстоятельства Самарской Губернской Думой внесен в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части расширения полномочий органов муниципального земельного контроля), которым предлагается предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются наиболее применимыми в деятельности органов муниципального земельного контроля, должностным лицам органов местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль. При этом указанным законопроектом предлагается данное полномочие ограничить только в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставление которых осуществляется органами местного самоуправления. Реализация предлагаемых изменений в Кодекс требует внесения изменения в пункт 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому должностные лица органов местного самоуправления направляют копию акта проверки о нарушениях требований земельного законодательства только в случае, если они не вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований земельного законодательства. Вопрос, затронутый в проекте законодательной инициативы, актуален. Отсутствие полномочий должностных лиц органов муниципального земельного контроля по составлению протоколов об административном правонарушении увеличивает длительность процедуры от момента выявления нарушений земельного законодательства органом муниципального контроля до момента привлечения лица, совершившего правонарушение, к административной ответственности органом государственного земельного надзора.