Нацпалата подготовила заключение на законопроект об изменениях в закон о госрегистрации | Национальное объединение СРО кадастровых инженеров

Нацпалата подготовила заключение на законопроект об изменениях в закон о госрегистрации

Национальная палата кадастровых инженеров направила во все думские фракции и профильные комитеты заключение на проект федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав» для учета в дальнейшей работе над законопроектом в рамках второго чтения.

 

Напомним, что 21 июля 2020 г. Госдума приняла в первом чтении указанный законопроект, предложив  не позднее 19.08.2020 предоставить поправки к нему.

 

Законопроект вносит ряд изменений в законы о государственной регистрации недвижимости, о кадастровой деятельности и иные нормативные правовые акты, направленных на повышение качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — ГКУ и ГРП).

 

В частности, перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав дополнен:

решением третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами.

утвержденной  картой-планом территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

 

Уточнено, что межевой план является основанием при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади;

технический план — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства, помещений или машино-мест в здании, сооружении;

 акт обследования — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места.

 

Уточнены перечни случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно и по отдельности.

 

Расширен круг лиц, по заявлениям которых осуществляются  ГКУи ГРП, Так, в случае если собственник объектов недвижимости, прекративших свое существование ликвидирован (в отношении юридического лица) либо умер (в отношении физического лица) предлагается собственнику земельного участка, на котором расположен прекративший существование объект недвижимости, обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета такого объекта в связи с прекращением его существования либо с заявлением о кадастровом учете в связи с прекращением существования объекта недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных прав на такой объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.

 

Кадастровый инженер наделяется полномочиями по подаче документов на ГКУ и ГРП без доверенности на основании договора подряда. Так,  договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера представлять документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав, в случаях, если кадастровые работы осуществляются в связи с подготовкой:

межевого плана в целях образования земельных участков и заказчиком кадастровых работ является либо его собственник либо лицо, которому публичный участок , из которого образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;

межевого плана в целях уточнения границ земельных участков и заказчиком кадастровых работ является его собственник либо лицо, которому публичный участок, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или в безвозмездное пользование на срок более пяти лет;

акта обследования и заказчиком кадастровых работ является собственник прекратившего существование здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса либо его наследник, либо собственник земельного участка, на котором они были расположены, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или если его правоспособность прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);

технического плана в целях осуществления ГКУ и ГРП на созданный объект для строительства которого не предусматривается выдача разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию, и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с ЗК РФ предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

Договор подряда или справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является штатным работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов — документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера на подача заявления о ГКУ.

 

Закреплено, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возникающего с момента государственной регистрации, а также с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, обращаются все лица, приобретающие такой объект в общую долевую собственность или в собственности которых такой объект находится.

 

Предложено дополнить нормами, устанавливающими, что в случае исключения из Единого государственного реестра юридических лиц продавца как стороны сделки (вследствие ликвидации юридического лица или как недействующего юридического лица) регистрация сделки по отчуждению недвижимого имущества осуществляется на основании заявления другой стороны сделки — покупателя и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей факт ликвидации продавца как юридического лица.

 

Законопроектом предусматривается сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости:

пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве;

в течение трех рабочих дней при поступлении заявления и документов в электронной форме;

семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве.

 

Также установлены сокращенные сроки осуществления действий при поступлении уведомлений и решений от органов, уполномоченных на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и осуществляющих функции по противодействию финансированию терроризма.

 

В целях повышения доступности оказываемых Росреестром государственных услуг законопроектом закрепляется возможность представление заявления о ГКУ и ГРП и прилагаемых к нему документов посредством:

порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соглашений о взаимодействии;

выездного приема, осуществляемого ФГБУ «ФКП Росреестра»;

сервиса «Личный кабинет правообладателя», посредством которого возможно представление заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом идентификацию личности правообладателя предлагается осуществлять посредством Единой системы идентификации и аутентификации портала государственных и муниципальных услуг.

 

В частности через сервис «Личный кабинет правообладателя» могут быть представлены:

заявление о ГКУ в связи с изменением основных сведений объекта недвижимости;

заявление о ГКУ и ГРП собственности на объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;

заявление о ГКУ и ГРП в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

заявление о ГКУ и ГРП в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками;

заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и другие заявления, предусмотренные законом.

 

Устанавливается обязанность для органов государственной власти и местного самоуправления представлять документы для осуществления ГКУ и ГРП в электронном виде, а также осуществлять удостоверение равнозначности электронного образа документа документу на бумажном носителе без взимания платы, что также направлено на повышение доступности государственных услуг, оказываемых Росреестром.

 

Законопроект предлагает детализировать отношения между многофункциональными центрами, учреждением и Росреестром, связанные с приемом документов, в частности переводом принятых документов в бумажном виде в электронную форму. Предлагаемое регулирование позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы, сократить сроки рассмотрения документов, поскольку позволит государственному регистратору приступить к осуществлению правовой экспертизы документов с момента поступления документов в электронной форме, не дожидаясь их поступления на бумажном носителе.

 

Уточнен порядок информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера».

 

В целях повышения информированности кадастровых инженеров о решениях, принятых органом регистрации на основании подготовленных ими документов, законопроектом предусматривается, что орган регистрации прав уведомляет кадастровых инженеров посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» в случае:

осуществления  приостановления ГКУ и ГРП;

выявления ошибки, содержащейся в подготовленных кадастровым инженером межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости.

 

Предлагается исключить из законодательства требования о максимально допустимом размере машино-мест. В силу положений действующего законодательства возможность образования машино-мест определяется проектной документацией здания, сооружения. Подготовка технического плана в связи с образованием машино-места осуществляется на основании проектной документации здания, сооружения. Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указываются на основании технического плана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.

 

Дополняются основания для возврата документов без рассмотрения, а именно, если в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или об обременении такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

 

Уточняются, исключаются и дополняются основания для приостановления ГКУ и ГРП.

 

Также устанавливается срок для возобновления учетно-регистрационных действий в случае устранения причин, препятствующих ГКУ и ГРП. Так, в случае устранения причин, повлекших за собой приостановление, ГКУ и ГРП, возобновляется не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав документов, подтверждающих устранение причин, с учетом срока, прошедшего до приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

 

При признании судом отказа в ГКУ и ГРП незаконным и при наличии в решении суда указания на необходимость осуществить ГКУ и ГРП, данные действия должны быть осуществлены без подачи заявления на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело. О поступлении такого решения заявитель уведомляется в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

 

Законопроект предлагает утвердить единые формы заявлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по инициативе заявителя, о возобновлении учетно-регистрационных действий, ранее приостановленных в инициативном порядке, о представлении дополнительных документов, о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

 

Уточняется состава сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также порядок внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

 

Законопроект уточняет особенности ГКУ и ГРП отдельных видов недвижимого имущества: гидротехнические сооружения, подземные объекты, объекты капитального строительства, возведение которых осуществляется этапами, объекты незавершенного строительства.

 

Закрепляется особенности осуществления ГКУ на основании решения суда — предусматривается возможность осуществления ГКУ без предоставления технического и межевого плана, акта обследования если решение суда содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения.

 

Предусматривается возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения.

 

Предлагается изменение процедуры внесения в ЕГРН сведений о решении об изъятии объекта недвижимости. Согласно предлагаемым изменениям указанные сведения предлагается вносить не в реестр прав на недвижимость, а в кадастр недвижимости ЕГРН.

 

Законопроектом предусматривается также необходимость уведомления залогодателя и залогодержателя в случае погашения регистрационной записи об ипотеке, а также залогодержателя о поступлении документов на государственную регистрацию перехода права, ограничения права на заложенное имущество, обременения заложенного имущества, а также о проведенной государственной регистрации в указанных случаях.

 

Уточняется порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

 

Уточняется порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

 

Законопроектом предлагаются изменения, в соответствии с которыми в состав сведений кадастра недвижимости ЕГРН в отношении объекта недвижимости — предприятия как имущественного комплекса должны быть указаны кадастровые номера объектов недвижимости, которые используются предприятием на праве, отличном от права собственности, например на праве аренды.

 

В целях упрощения механизма ГКУ и ГРП права собственности Российской Федерации, прав оперативного управления либо хозяйственного ведения организаций, подведомственных Минобороны России и ФСБ России, предусмотрено продление до 2025 года срока действия положений частей 5 и 6 статьи 70 Закона №218-ФЗ, установивших особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здания, сооружения и помещения, используемые Вооруженными Силами Российской Федерации, подведомственными Минобороны России организациями, а также органами ФСБ.

 

Предлагается закрепить на законодательном уровне недопустимость создания сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих возможность перепродажи сведений, содержащихся в ЕГРН, и использование таких сайтов создавшими их или иными гражданами и организациями в целях перепродажи таких сведений третьим лицам.

 

Законопроектом предусматривается законодательное расширение полномочий ФГБУ «ФКП Росреестра». За ФГБУ «ФКП Росреестра» закреплены следующие полномочия:

в частности прием документов, возврат без рассмотрения, выдачу документов, представленных для ГКУ и ГРП;

осуществление выездного приема за плату и курьерской доставки документов, подлежащих выдаче;

осуществление предоставления сведений, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН;

осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые округа (по согласованию с органом регистрации прав), на кадастровые районы и кадастровые кварталы в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров;

ведение и хранение реестровых дел (томов реестровых дел) в отношении объектов реестра границ;

ведение кадастровых карт; ведение книг учета документов; ведение реестра границ;

перевод документов в форму электронного образа документа в случаях, установленных законом;

информационное взаимодействие органа регистрации прав с кадастровыми инженерами;

выполнение функций оператора федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

перевод документов реестровых дел, хранение которых осуществляется (осуществлялось) в форме бумажных документов, в форму электронного документа или электронного образа документа;

разработка, внедрение и информационная поддержка электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в сфере ГКУ и ГРП и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, а также оказание указанных услуг посредством этих электронных сервисов;

определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, установление описания местоположения границ земельных участков и определение площади таких земельных участков при исправлении реестровых ошибок;

подготовка документов, необходимых для внесения сведений в реестр границ ЕГРН;

выполнение кадастровых работ ФГБУ «ФКП Росреестра» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

 

Ознакомиться с предложениями НОКИ: ki-rf.ru/wp-content/uploads/2020/08/Popravki-k-zakonoproektu-962484-7-ko-vtoromu-chteniju.pdf