Международный опыт осуществления кадастровой деятельности | Национальное объединение СРО кадастровых инженеров

Международный опыт осуществления кадастровой деятельности

В продолжение темы о наделении Кадастровой палаты полномочиями на осуществление кадастровой деятельности.

 

Росреестр в обоснование наделения государственного учреждения новыми полномочиями ссылается на то, что модель государственного кадастрового инженера успешно используется в развитых странах.

 

Национальная палата кадастровых инженеров провела анализ международного опыты, из которого следует, что система организации кадастровых измерений в таких странах сильно различается.

 

Так, в Швеции и Финляндии такие измерения проводят только сотрудники государственных агентств, которые являются государственными служащими. В принципе эта система является шведской и, в силу исторических причин, была заимствована и в Финляндии, которая ее использует с небольшими модификациями.

 

В Нидерландах сама организация «Кадастр Нидерландов» является государственным предприятием, а кадастровые инженеры — сотрудники ГУПа, которые не являются государственными служащими.

 

Во Франции система кадастра является чисто фискальной и не является юридически значимой. Все необходимые вычисления площадей ЗУ проводятся сотрудниками департамента Кадастра Министерства финансов Франции только картометрическими способами без точных полевых измерений. Если собственник земельного участка или государство заинтересованы в установлении его границ или характеристик сооружений, они обращаются к частным кадастровым инженерам для проведения этих работ. Кадастровые инженеры Франции объединены в единую национальную ассоциацию (OGE) с филиалами во всех регионах страны. Нет никакой государственной монополии на проведение кадастровых измерений.

 

В Норвегии крупные муниципалитеты имеют в своем штате кадастровых инженеров, а средние и мелкие — привлекают для исполнения кадастровых измерений специалистов из частных организаций, при этом кадастровые инженеры из крупных муниципалитетов не участвуют. Таким образом, государственная монополия на проведение кадастровых измерений отсутствует, также как и прямая конкуренция частных и государственных кадастровых инженеров.

 

В перечислении форм организации деятельности частных кадастровых инженеров не упомянуты уполномоченные государством кадастровые инженеры. Именно официальная передача государством части своих полномочий кадастровым инженерам делает маловероятными различные претензии и замечания со стороны внешних государственных  ведомств по качеству и результатам кадастровых измерений.

 

Указанная форма деятельности используется в системах кадастра таких развитых европейских стран, как Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Бельгия и др.. Эти страны наиболее близки по системе организации кадастровых измерений к нашей стране (наличие только частных кадастровых инженеров,  имеющих лицензию или внесенных в специальный реестр. Эти кадастровые инженеры объединены в национальные ассоциации).

 

Советом Европейских геодезистов (CLGE) в 2019 г. проведен анализ деятельности кадастровых инженеров в различных странах Европы. Анализ показал, что за последние 12 лет число стран, в которых действуют государственные кадастровые инженеры, не увеличилось, а число стран, в которых действуют частные кадастровые инженеры, растет.  В анализе 2008 г. участвовали 24 страны, а в анализе 2019- 41 страна Европы. Это связано с тем, что во всех странах Европы, где проводилась или поводится реформа кадастровой системы, принята модель с действующими частными кадастровыми инженерами.

 

Таким образом, модель государственного кадастрового инженера успешно используется в очень ограниченном числе стран, количество которых не растет, а сами такие системы кадастра с государственными кадастровыми инженерами, являются скорее исключениями из общей тенденции развития. Кадастровые системы этих стран не имеют объективных преимуществ перед системами других развитых стран, где действуют только  частные кадастровые инженеры.

 

В этой связи необходимо совершенствовать существующих в России институт частных кадастровых инженеров, а не создавать институт государственных кадастровых инженеров, появление которого на профессиональном рынке приведет к неминуемому краху неокрепшего и финансово слабого института частных кадастровых инженеров.