Президент Нацпалаты принял участие в нулевом чтении законопроекта об оценки | Национальное объединение СРО кадастровых инженеров

Президент Нацпалаты принял участие в нулевом чтении законопроекта об оценки

13 ноября 2019 г. в Общественной палате РФ состоялось нулевое чтение проекта Федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки».

 

Указанный законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 16 октября 2019 г., однако до сих пор не был ей принят.

 

Законопроект предполагает наделить ГБУ, уполномоченное на проведение кадастровой оценки, правом на проведение независимой оценки любых объектов, кроме недвижимости.

 

В законопроекте кардинально меняется процедура «оспаривания» кадастровой стоимости. В случае его принятия в предлагаемой редакции, у налогоплательщиков не будет возможности установить в суде кадастровую стоимость в размере рыночной, они смогут оспорить в суде только решение ГБУ.

 

Авторы законопроекта предлагают увольнять директоров ГБУ за два и более отрицательных решения суда в течение года.

 

Указанные положения законопроекта вызвали широкий общественный резонанс. В связи с этим, возникла необходимость обсуждения данного законопроекта в рамках нулевых чтений.

 

Участие в данном мероприятии приняли Виктор Кислов – Президент Национальной палаты кадастровых инженеров, Алексей Каминский – председатель Совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО», Сергей Катасонов — первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, Алексей Бутовецкий – директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России, представители Росреестра, иных органов власти и профессионального сообщества оценщиков.

 

Модератором нулевых чтений выступил Андрей Усенко — член Комиссии ОП РФ, обратившийся к участникам с вступительным словом.

       

В своем выступлении Алексей Каминский отметил, что отмена практики установления кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной через суд подорвет интересы правообладателей, поскольку оспорить решение ГБУ им будет гораздо сложнее. Кроме того, норма, по которой ГБУ не вправе заключать договоры на проведение оценки объектов недвижимости в качестве исполнителя, де-факто является не запретительной, а разрешительной, то есть создает механизм для расширения их полномочий за пределы собственно кадастровой оценки. «При введении этой поправки ГБУ сможет заключать договоры на рыночную оценку любых объектов, кроме недвижимости. Это фактически означает создание государственного оценщика и за пределами рынка недвижимости, то есть постепенное огосударствление оценочной деятельности»,— заявил Алексей Каминский.

 

Виктор Кислов поддержал дискуссию по вопросу снятия запрета для ГБУ заниматься независимой оценкой любых объектов кроме недвижимости, а также о том, что данные поправки могут привести к нарушению баланса интересов налогоплательщиков и органов власти, создать угрозу функционирования института ГКО в целом.

 

Также экспертами были рассмотрены следующие аспекты законопроекта:

 

— исключение досудебного и судебного порядков установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда, что повлечет ущемление прав заинтересованных лиц на всестороннее, объективное рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;

 

— отнесение к полномочиям бюджетных учреждений обязанности по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости такого объекта недвижимости и принятие решений по ним потребует значительного увеличения штата бюджетных учреждений и дополнительного финансирования из бюджетов субъектов РФ;

 

— аккумулирование у одного учреждения полномочий по определению кадастровой стоимости и полномочий по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, напротив, повлечет увеличение субъективизма при рассмотрении отчетов об оценке рыночной стоимости и установит необоснованно широкие пределы усмотрения, что является коррупциогенными факторами;

 

— введение избыточных требований в отношении руководителя бюджетного учреждения представляется не связанным с совершенствованием порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

 

По итогам общественной экспертизы («нулевого чтения») законопроекта на основании мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты Российской Федерации, привлечённых к обсуждению общественных экспертов, Общественная палата РФ направит в Государственную Думу РФ соответствующее заключение.

 

С текстом законопроекта № 814739-7 можно ознакомиться по ссылке: sozd.duma.gov.ru/bill/814739-7