Анализ законопроекта «О совершенствовании государственной кадастровой оценки» | Национальное объединение СРО кадастровых инженеров

Анализ законопроекта «О совершенствовании государственной кадастровой оценки»

Законопроект был разработан Минэкономразвития в октябре 2018 года. На сегодняшний день пройден этап публичных обсуждений в отношении текста проекта и антикоррупционная экспертиза, получено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия.

Всего по результатам публичных консультаций было получено 24 отзыва.

Справка с комментариями http://ki-rf.ru/wp-content/uploads/2019/04/Spravka-s-kommentariyami.docx

Поступило предложение от 41 эксперта.

Сводка поступивших предложений http://ki-rf.ru/wp-content/uploads/2019/04/Svodka-postupivshih-predlozhenij-po-itogam-publikacii-teksta-proekta-02-04-07-18-00081912.docx

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки» разработан в соответствии Поручением по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года от 15 марта 2018 года , в соответствии с которым необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.

Законопроект также направлен на выполнение Поручения Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. № Пр-300, в соответствии с которым необходимо применять в целях налогообложения кадастровую стоимость земельного участка (в случае ее изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Предложенные в законопроекте меры направлены на формирование действенных механизмов исправления накопленных ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки, доступных для широкого круга правообладателей, а также на совершенствование отдельных положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – закон о ГКО), направленное на недопущение определения необоснованной кадастровой стоимости в будущих государственных кадастровых оценках.

В отношении исправления накопленных ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки законопроектом предусматривается распространение норм массового исправления ошибок, предусмотренных законом о ГКО и предполагающих рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, в том числе через существующую сеть МФЦ, и их исправление без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одновременно законопроектом уточняются основания для исправления ошибок, сокращение сроков исправления ошибок.

Устанавливается перечень сведений для квартир, комнат в квартирах, многоквартирных домов, жилых домов, садовых домов, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, некорректное применение которых в ходе оценки влечет обязанность уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации исправить ошибку.

В отношении недопущения определения необоснованной кадастровой стоимости в будущих государственных кадастровых оценках законопроектом предлагается ряд мер.

Во-первых, с целью обеспечения повышения качества государственной кадастровой оценки в целом законопроектом устанавливается режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром, направленного в том числе на снижение негативного эффекта от нарушений и ошибок, допускаемых при проведении государственной кадастровой оценки. В частности, предлагается постоянное наблюдение не только по формальным признакам соответствия требованиям действующего законодательства, но и на предмет соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, а в отношении квартир, комнат в квартирах, многоквартирных домов, жилых домов, садовых домов, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и на предмет соответствия уровню цен на аналогичные объекты недвижимости. Уровень цен, характеризующийся индексом рынка недвижимости, предлагается определять на основе сведений о ценах возмездных сделок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Одновременно предполагается определить персональную ответственность руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости, за качество принимаемых государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Во-вторых, законопроектом уточняется формат предварительного публичного рассмотрения результатов оценки, направленный на снижение степени влияния региональных властей на государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации, осуществляющие определение кадастровой стоимости, в части непубличной корректировки результатов оценки до их оформления в итоговом отчете об определении кадастровой стоимости. В частности, предполагается исключение возможности внесения изменений в результаты оценки без публичного рассмотрения таких изменений.

В-третьих, законопроектом устанавливается правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости, которая была установлена на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальной кадастровой стоимости.

В-четвертых, законопроектом предусмотрено изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости. Данное предложение направлено на повышение прозрачности и прогнозируемости рассмотрения такой категории дел, на снижение субъективизма при принятии решений.

В-пятых, законопроектом устанавливается, что любая ошибка в определении кадастровой стоимости рассматривается в пользу правообладателя объекта недвижимости. Этот принцип заключается в том, что если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечет ее уменьшение, то такое уменьшение также имеет ретроспективное применение на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальной кадастровой стоимости. В свою очередь, если исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то такая новая стоимость применяется с года, следующего за годом ее исправления.

В-шестых, законопроектом устанавливается необходимость применения всеми государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими определение кадастровой стоимости, автоматизированной информационной системы обеспечения применения методических указаний о государственной кадастровой оценке, что направлено на обеспечение единообразия практик применения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Вступление в силу требований о расчете и использовании индекса рынка недвижимости, обязательное использование при определении кадастровой стоимости автоматизированной информационной системы обеспечения применения методических указаний о государственной кадастровой оценке предполагается после проведения необходимых предварительных мероприятий по совершенствованию методических указаний о государственной кадастровой оценке и совершенствованию инструментов побуждения участников сделок с объектами недвижимости к указанию в соответствующих договорах достоверных ценовых сведений.

Принятие и реализация данного законопроекта будут способствовать повышению экономической обоснованности применения кадастровой стоимости, в том числе соблюдению принципа экономической обоснованности при налогообложении.

Особый порядок вступления в силу отдельных статей законопроекта связан с необходимостью применения их положений после завершения переходного периода проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с законом о ГКО, а также с необходимостью последовательного исполнения таких положений.

Для реализации законопроекта необходимо привлечение финансовых средств из Федерального бюджета.

Ежегодная потребность в финансовом обеспечении (субсидии) для выполнения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» государственного задания, заключающегося в обеспечении исполнения предусмотренных законопроектом дополнительных полномочий, составляет 75 млн. рублей. Для создания автоматизированной информационной системы обеспечения применения методических указаний о государственной кадастровой оценке необходимо привлечение финансовых средств из Федерального бюджета в объеме 225 млн. рублей.

Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроектом предлагаются решения, относящиеся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.